8 800 700-09-56
Ежедневно с 8:30 до 17:30
Присоединяйтесь к Telegram-чату для руководителей независимых СТО и обсуждайте самые важные вопросы коллективно.
Close
Чат независимых СТО
Введите свои контактные данные и мы вышлем вам личное приглашение в чат
Правила чата:
1. Представьтесь: имя, должность, город, название СТО. Каждый день в 15:00 по Москве те, кто не представился, будут удалены.
2. Мы доверяем всем участникам! Приводим факты, все вопросы задаем конструктивно. Реклама любых товаров и услуг запрещена. Личные оскорбления запрещены.
Я не робот:)
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Позвоните мне!
Отправьте нам ваш телефон и мы с вами свяжемся
Нецензурная лексика на складе
Видишь сколько скопилось неликвида и острое словцо так и просится наружу. Разберемся как повысить оборачиваемость и сберечь свои нервы.

7 минут
Понятно, что управление запасами - тема довольно скучная, но обойти ее стороной никак нельзя. Настолько она важна.
Итак, первое, о чем стоит сказать – нужно перестраиваться на работу под заказ. Такая система позволит сэкономить деньги и, что важнее всего, время.

Необязательно держать на складе запчасти на все случаи жизни. Основная масса клиентов готовится к поездке в автосервис: звонят, интересуются и записываются. Соответственно, у мастера-приемщика есть время подготовиться – заказать то, что нужно конкретному клиенту.

Нельзя допускать ситуации, когда звонит клиент, интересуется о наличии запчастей, а мастер-приемщик говорит, что их нет на складе. Нет, ну и что? Неужели клиент теперь сам должен кружиться по магазинам в поиске нужных ему запчастей? Нет. Мастеру приемщику следовало бы подумать о том, что он может заказать запчасти и не упускать клиента.
Неужели клиент сам должен кружиться по магазинам в поиске нужных ему запчастей?
В крупных городах поставщики осуществляют доставку 2-3 раза в день. Если что-то нужно срочно, привезут и за 1-2 часа. Еще вариант – нанять курьера. Вполне резонно иметь такого сотрудника, если вы работаете по записи.

Если клиент не появился по каким-то причинам, должна быть договоренность с поставщиками по возврату. Например, FIT SERVICE возвращает продукцию Rossko без штрафных санкций в течение недели. Еще, что касается работы с поставщиками - стоит обговорить возможность отсрочки платежа.

Важный момент при подготовке к визиту клиента: помимо запчастей, которые уже точно будут меняться, нужно закупить и сопутствующие - те, которые вы собираетесь рекомендовать. Если планируется замена масла, необходимо, чтобы в наличии были также прокладки, масляный, воздушный и салонный фильтры. Чтобы не вышло так, что клиент не против потратить больше, а вам нечего ему предложить.

Если готовиться заранее, огромный склад не потребуется
Что должно быть на складе
В обязательном порядке:

- фильтры;
- тормозные колодки;
- ремни навесного оборудования;
- лампочки;
- свечи;
- технические жидкости;
- щетки стеклоочистителя;
- хомуты, сальники, прокладки и т.д.

Это те запчасти, для которых время замены меньше, чем время доставки. Клиент не будет ждать час, пока ему привезут и поменяют какой-то фильтр. Но если время замены больше, то нет смысла держать эти запчасти на складе. Например, клиенты обычно заранее знают, что нужно поменять амортизаторы и записываются. Поэтому привозим их за день, либо пока снимаем старые.

Регион сильно влияет на то, что у вас находится на складе. Не нужно держать широкий ассортимент запчастей для японских авто, если ваш сервис в Москве. Необходимо анализировать парк тех автомобилей, которые к вам заезжают и в соответствии с этим формировать склад.
Клиент покупает то, что ему продают
Разнообразие ни к чему
Не держите на складе кучу всевозможных брендов. 3-4 – перебор, 1-2 – вполне достаточно. Например, масла. У нас в наличии 2 марки разной вязкости. Ngn 5W30 и 5W40, если позволяет оборот станции, держим в 200–т литровых бочках, остальное в 60-ти, 20-ти или 4-х литровых канистрах. Не нужно вам 5 бочек с разным маслом. Клиент покупает то, что ему продают.
Анализируем запасы
В 1С есть стандартные отчеты, которые помогают анализировать оборачиваемость. К сожалению, многие о них забывают – смотрят с точки зрения суммы, а какие товары за этой суммой скрываются не знают.

«Ведомость по товарам на складах» – позволяет следить за тем, как двигался товар, сколько поступило и в каком количестве продали. Также есть «анализ оборачиваемости товаров» - показывает срок оборачиваемости конкретных товаров в днях.

Если вы всерьез собираетесь анализировать складские запасы, помимо стандартных отчетов, стоит изучить ABC - анализ, XYZ - анализ и FMR - анализ.

Необходимо не только оценивать стоимость склада, но и смотреть за тем, как товар двигается. Если товар не реализуется в течение 2 месяцев, то помечаем его как неликвид и впредь осторожнее закупаем такие запчасти. Или не закупаем вовсе. Иначе получается, что лежит товар, который никому не нужен, фактически вы «замораживаете» деньги в этих запчастях. Приходится тратить дополнительные средства на то, что нужно клиенту здесь и сейчас.

ABC-анализ - позволяет классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности.
XYZ-анализ - позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла.
FMR-анализ - помогает анализировать товарный ассортимент по частоте обращений/взятия.
Чтобы не копить лишнее, анализируем запасы и избавляемся от неликвидов. В среднем, есть неделя, чтобы вернуть товар поставщику. Соответственно раз в неделю, пусть будет четверг, проводим инвентаризацию, смотрим, что привезли и не реализовали. Чтобы было удобно и наглядно, выделите место для запчастей «на возврат». Занимается этим мастер-приемщик, либо менеджер по запасным частям. Тот же сотрудник отвечает за актуальность склада.

Средств по борьбе с неликвидами не так много. В первую очередь, конечно, нужно аккуратно следить за тем, что вы закупаете и когда. Если все же скопились запчасти, которые долгое время лежат «без дела» – устраивайте распродажу через интернет-магазины. Благо сейчас их достаточно много. Те же Drom и Avito.

Есть еще более радикальный способ. И он, пожалуй, лучше всего помогает предотвращать образование неликвида – это его продажа ответственным за закупку сотрудникам. Если мастер-приемщик (менеджер) привез то, что не продается, считай он привез это для себя.
Автоматический заказ
Выше мы говорили о том, что есть запчасти, которые всегда должны быть на складе. Для удобства можно пользоваться автоматической системой заказа. В FIT SERVICE для этого есть МИН/МАКС. Система следит, чтобы определенные группы товаров всегда были на складе. То есть в случае, если их количество ниже нормы, автоматически делается заказ. И эти самые запчасти приходят с ближайшей доставкой. В момент постановки на приход их количество меняется и, соответственно, система опять начинает за ними следить.
Подводя итог, хочется сказать о том, что клиентам сегодня, по большей части, не интересно что и как устроено в их автомобиле. Они хотят сесть и поехать.

Задача сервиса проявить заботу и дать клиенту возможность тратить время на то, что ему интересно. И навряд ли это поиск запчастей.
Делюсь практическим опытом в управлении и продажах в автосервисе. Готова ответить на вопросы по адресу: svetlana.solovyeva@fitauto.ru
Светлана Соловьева
Руководитель тренингового центра для специалистов СТО FITLAB
Made on
Tilda